%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9
Звуки/Контекст

Итоги-2016: 30 лучших песен местных исполнителей

Этот год был лучшим для отечественной музыки. Володя Завьялов выбрал для вас тридцать песен из России, Белоруссии и Украины, которые нельзя было пропустить в 2016-м. Танцуют все!

«КРЕМ СОДА» — «Alive»

Ретроспективный хаус пошёл вразнос по всем фронтам: пока эстрада потихоньку врубается в бас и прямую бочку, где-то после часа ночи вовсю трещит винил. Песня Alive дуэта КРЕМ СОДА — тот самый случай, когда речь идёт однозначно о втором, но хочется, чтобы о первом. Сердечный хаус, грусть бод бэсслайн: тот случай, когда не знаешь, плакать или танцевать.

«СОВА» — «Сова»

Трое совсем молодых людей из Екатеринбурга играют пасторальный барокко-поп с неизбежной приставкой «милый», то и дело срывающийся в красочную психоделию и нарывающийся на апелляции к Animal Collective, не лишены иронии, самоиронии и лёгкой доли абсурдизма в текстах. Мы считаем, что наш топ без песни со строчкой «засыпает на створках сова / туда ещё кто-то прыгнет / я отдал бы тебе дорогого кота / если б знал, что тебя не обидит» — не топ.

«Мальбэк" — «Платье»

«Саммертайм саднесс» этого лета.
Страстный и полный истомы мелодраматический поп от двух москвичей, которые раньше делали хип-хоп. Оно и слышно.

«Зимавсегда» — «Убить королеву»

Пока кто-то где-то переворачивает игру, «Зимавсегда» стабильно безупречны по части успокоительной гитарной меланхолии и умения подобрать простые, но нужные фразы. «Убить королеву» — правда, не в пример сказанному мрачная вещь — пожалуй, самая мрачная в дискографиии группы. Как можно догадаться, здесь речь совсем не о шахматах — а о том, что любовь — это, может быть, прекрасное чувство, но плохи дела в нашем царстве / раздол, раскол в нашем братстве.

Луна — «Мальчик, ты снег»

В случае с певицей Луной поиск источников приводит к массе вариантов: Буланова, ранняя МакSим, Наталья Ветлицкая, Лика Стар. На самом деле, это ни одна из них, а все одним скопом. Можно долго спорить на тему того, до какой степени это продюсерский проект, но не хочется. Под точечной шлифовкой свежим звуком скрывается бесстыжий и разнузданный в своей простоте и аккуратный в своей эстетике грустный поп, который мы потеряли на почивших аудиокассетах. «Мальчик, ты снег» — медляк на разрыв аорты калибра «Знаешь ли ты» и «не плачь».

The ABC — «Минор»

Сестры из Екатеринбурга The Abc делают, в сущности, то же, что и Луна — сердечный ретроспективный поп с оглядкой на наши девяностые, но только оказались незаслуженно обделены широким вниманием. А зря: если к лоуфайности Луны есть ряд вопросов, то в данном случае это лоуфай как есть: всамделишний, милый, наивный, не стесняющийся своих шероховатостей, но не выпячивающий их.

WAYVES feat. Sirotkin — «Не ищи меня»

Нижний — охренительный город, и там делают забористую электронику для танцев в одиночестве. Например, Александр Карачинский, более известный как WAYVESангажировал на свежий трек Sirotkin’а и записал туманный и гудящий пост-дабстеп.

Thomas Mrvz — «Rolling Stoner»

Микстейп «May 13» дал понять, что лучший участник уфимского рэп-объединения DOPECLVB, очевидно, перерос его уровень. По-хорошему, здесь могла бы оказаться практически любая песня из треклиста, но именно здесь голос прорывает стратосферу. и даёт понять — настолько поющих людей в нашем хип-хопе ещё не было

ЛСП & Pharaoh — «Неон»

ЛСП нас не сказать, чтобы радовал в этому году. Сначала — очень скверная холодная война с Оксимироном. Затем — совместка с Pharaoh, где только ближе к финалу безутешный гедонизм ЛСП прекратил резонировать с подростковой агонией своего контрагента. Получился чересчур паточный (по меркам обоих), но крайне страстный «Неон».

IOWA — «140»

Группа IOWA — ныне редкий случай, когда песни прямо с попсовых радиостанций попадают на растерзание уличных музыкантов. «140», может быть, и подкачала с точки зрения их «каэспешной» простецкой задушевности, но оказалась прямой заявкой на стадионный хит. Протяжные «А-а-а-а» «о-о-о-о» в припеве как будто изначально обречены на то, чтобы им хором подпевала толпа.

Наадя — «Жалость»

Под успокоительный, космический инди-поп рассказывается о жизни в непростое время в непростых обстоятельствах и медленном сползании в ад. Когда Надя Грицкевич медленно тянет «Ни смысла, ни жалости нет», это звучит убедительнее любого памфлета или колонки о духе времени.

Борис Грим — «Питер Пэн»

Элегантный инди-поп с примочками, синтезатор на высокой ноте, гитарная трель, мечтательные тексты. Да, Tame Impala по-русски. Не только в смысле звука (хоть он будет и менее зашоренным, чем у австралийцев), но и в смысле настроя. Это такие призрачные, солнечными бликами сквозь занавеску проникающие воспоминания. Ностальгия по благополучию, радость от малостей, фильтрованные оттиски. И это о человеке, известном строчкой «Хлопай ресницами и взлетай».

Петля Пристрастия — «Вечеринка»

Взбесившийся и оголтелый пост-панк на «максималках» о том, кто просидит весь этот вечер у барной стойки и, конечно же, всё пропустит.

Daniel Shake — «Танцевали»

Помимо занятости в *долгий список групп, в которых он играет, перечислять мы его, конечно, не будем*, Даниэль Шейк позволяет себе самые разные сольные вольности. Например, поиграть в раннего Лагутенко так, как это не делал сам ранний Лагутенко.

Kristina Si — «Космос»

Лейбл Black Star с переменным успехом пытается вылепить из Кристины Си местную Игги Азалию. Но однажды получилась почти что русская Джесси Уэйр — скорее всего, по чистой случайности.

FLAGI — «Помолодей»

«Мы очень любим группу FLAGI за их уютный, солнечный и добродушный электро-поп. По-хорошему, такая музыка должна звучать на всех общественных пространствах этим летом», — писали мы когда-то И мы до сих пор так считаем, потому что с припевом «Говори шарадами, лейся водопадом из струй шоколада и помолодей» так и должно происходить.

VLNY — «Линда»

Мы заметили, что, когда певица Луна выпустили EP «Грустный дэнс», у самарцев VLNY вышли «Грустные танцы». Сходство здесь, впрочем, не только в настроении, но и звуке: VLNY занимаются ревизией местной поп-музыки двадцатилетней выдержки — в тех пределах, в которых гитарная группа может себе это позволить. «Падая на спину, будем слушать Линду» — в помощь ещё и словесный триггер.

ЛАУД feat. Thomas Mrvz — «Комната твоя»

Дуэт, который делает по-дискложеровски ретроспективный хаус, живёт и функционирует в Уфе — а это значит, что пересечение их путей с кем-то из именитого местного рэп-объединения DOPECLVB — было вопросом времени. Совместный трек с Thomas Mrvz звучит ровно так, как и должна звучать коллаборация «местных Disclosure» с «Местным Фрэнком Оушеном»: лупит прямая бочка, клавиши раздаются эхом, голос в припеве позволяет себе разогнаться до высот.

Pharaoh — «Надеюсь у тебя нет аллергии на клубнику»

Специально для тех, кому посчастливилось познакомиться с Фарой благодаря песне «Пять минут назад» и набросать для себя несколько превратную картину его творчества, есть двухминутка, где прекрасно всё: гитарный перебор, замедленный гипнобит, вязнущий в общей психоделии, и пропетая фальцетом строчка: «На столе клубничный фреш, в небе появилась брешь».

«Не твоё дело» — «Эти правила»

Это снова наивный поп на русском о простых девичьих истинах: клавитара, придорожные кафе, бандиты, «Гелендвагены». Клавиши на слабую долю, немного хауса и электроклэша. Ещё и мелодии прилипчивые. Оммаж группе «Мираж» как есть.

La Vtornik — «Кислей»

Мы всегда восхищались вездесущести Даниэля Шейка и его суперспособности участвовать во всём, что только можно. Увы, мы буквально на днях узнали, что даже двужильности человека, которого половина редакции путает с одиннадцатым Доктором из сериала Doctor Who, тоже есть пределы. Грустно осознавать, что за этими пределами оказался симпатичный альянс с Кириллом Битовым La Vtornik. Обещанного альбома, видимо, не будет: цокающий грув под акустику и искаженный в рефрене вокал в песне «Кислей» — вот что нам осталось.

OQJAV — «Татарка»

«Буйство красок, страсть, река, простор». Колтрейн не сказать, чтобы ревёт, но вот сиротливо рыдающий аккордеон нас покорил.

MONATIK — «Кружит»

Если в прошлом году нам казалось, что MONATIK — это ещё одно новое лицо вездесущей украинской поп-музыки, и мы огорчались его некоторой недооценке в России, то сейчас есть все основания полагать, что ещё пара хитов калибра «Мокрой», «Выходного» и «Кружит» — и именно он может занять то место, которое совсем недавно русскоязычном поп-мейнстриме принадлежало Ивану Дорну. Самая весомая заявка на это место — песня «Кружит»: танцы во славу танцев, прыгучий белый соул с правильной осанкой и знатной родословной. И 15 млн просмотров.

«Меджикул» — «Поли Поли»

В описи предыдущего поколения отечественной инди-сцены «Меджикул» значатся самыми последними (хронологически), наименее серьёзными (в самом лучшем смысле) и, кажется, оттого и выигравшими: крайне симптоматично, что важные лица и большие претензии группы Tesla Boy в конечном итоге обернулись песней «Насалатило». Впрочем, «Меджикул» не кажутся людьми, которых как-то волнует судьба былых претензий коллективного Антона Севидова: это прилизанный и в то же время развесёлый и разудалый фанк. И даже песня о любви здесь оборачивается тем, что герой влюбляется в неё как тинейджер, и поэтому звонит ей на пейджер.

«пасош» — «Все мои друзья»

Участники «пасош» ведут себя как реинкарнация американских аутсайдерских инди-групп девяностых с поправкой на обстоятельства. «Все мои друзья» — точное описание поколения проигравших эскапистов: именно таких «друзей» можно найти на фестивале «Боль», паблике «Понурые знакомства каждый день» и на выходных в «Ионотеке».

Rozhden — «Останься»

«Рожден Ануси раньше играл акустический соул-поп, крайне распространённый у соседей. Девочкам нравилось, под песню «Знаешь» пролито много слёз. Но теперь всё куда интереснее. Трек «Останься» мы вообще пропустили мимо, когда он вышел в июне, и теперь кусаем локти (летом реально не нашлось нормальной летней песни, что бесит, не «Патимейкера» же слушать). Всё как надо: кач, бит, зацикленная акустика и томный голос Анусси. И никакой лишней слезливой фигни.»

Марсу Нужны Любовники — «Скользим»

Группу «Марсу Нужны Любовники» мы вяло поругивали в прошлом году. И в наказание теперь не можем выключить их трек «Скользим», настолько он хорош. Хочется, чтобы эта песня играла из каждого ларька на южных пляжах. И не только на пляжах. Когда-то мы уличали уральцев в попытке оживить труп почившего рокапопса, но, оказалось, что песням МНЛ не хватало прыгучего фанка и летней свежести.

HEARTSKIN x CVPELLV — «Пепел»

Томичи HEARTSKIN со своим красочным и меланхоличным электропопом смотрелись инородным телом в городе, который дал миру «ВХОРЕ» и «Убийц». В 2016-ом группа, исправляя это недоразумение, перебирается в Москву и записали совместно с одним из лучших битмейкеров отечественного хип-хопа CVPELLV сиропную балладу, разгоняющуюся в рефренах до подвижного хауса.

«Свидание» — «Забудь в парке»

Сфера деятельности «Свидания» — мелодраматический сахарный инди-поп. «Забудь в парке» — полная истомы и грусти баллада о том, что любовь уходит.

Sirotkin — «Музыка, а не я»

Двадцатисемилетний москвич однажды взял гитару в руки и запел по-русски. Исходные данные звучат так себе, но Сироткин умудрился изящно обойти стороной бардовскую песню и русский рок, к которым подобные магистрали и ведут. «Музыка, а не я» — заключительный номер со второго EP. вышедшего в этом году: рефрен «Безумно жаль тратить годы / ранить Бога / плавить гордость» можно понимать и как эпитафию тому, что не вернуть, и как исповедь прокрастинатора. Но важно другое: это в хорошем смысле убелённый и умудрённый сонграйтерский поп, о котором мы мечтали — в меру логоцентричный, но с нездешним шармом.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*