1489
Контекст

Как стриминг изменил чарты. Пример с Эдом Шираном

В топ-20 британского чарта синглов — все 16 треков с нового альбома Эда Ширана «Divide». Об этом удивительном феномене кратко рассказывает редактор Voice Николай Овчинников

Недавно в музыкальных чартах стали учитывать прослушивания песен на стриминговых сервисах типа Spotify: 150 прослушиваний = 1 скачанный сингл. Потому что иначе не оценить реальных слушательских предпочтений: продажи физических носителей и число скачиваний падают. Что из этого вышло, можно увидеть на картинке ниже.

Sheeran Chart

Это не фотошоп: действительно, все 16 треков с нового альбома Эда Ширана оказались в топ-20 британского чарта синглов (не верите, проверьте). Опрошенные Guardian эксперты уже обсуждают, что пора опять пересмотреть правила. Например, Джон Уэбстер из объединения музыкальных менеджеров MMF отделить скачивания от прослушиваний: «вы не можете их смешивать. Это две разные метрики, и это проблема», — говорит он.

Знаете, когда была похожая ситуация? В октябре 2007 года, когда все треки с «In Rainbows» Radiohead оккупировали верхние строчки чарта Last.fm.

Предыдущий рекорд тоже свежий. До Ширана в британском топ-40 находились сразу семь треков грайм-артиста Стормзи. Исполнительный директор Официальной компании чартов (OCC) Мартин Талбот говорит, что специалисты организации, конечно, оценят нынешнюю методологию, но больших перемен он не обещает. Автор Guardian Лора Снейплс говорит, что нынешние чарты — слабое место музыкальной индустрии, но непонятно, какая система устроила бы всех.

Что всё это значит? Возможно, так и вправду выглядят вкусы нынешних британцев. Возможно, будь система более гибкой 10 лет назад, британский топ как и Ласт. фм полностью состоял бы из песен Radiohead. Возможно, надо вообще перестать учитывать продажи треков, потому что важнее то, как часто люди слушают песни, а не покупают их (и вообще купить и не послушать тоже можно легко — последние пять лицензионных дисков я купил из-за буклета).

Ещё безумных цифр вам. У клипа Ширана на «Shape Of You» 374 миллиона просмотров. У lyric video — 437 миллионов.

Что мы точно знаем — стриминг, как пиратство 17 лет назад, изменил систему формирования доходов и иерархию артистов. Незадолго до успеха Ширана три «Грэмми» получил Chance the Rapper, который вообще не продавал диски, а только распространял их на стриминговых сервисах без помощи лейблов. Именно ради Ченса оргкомитет премии разрешил вручать статуэтки с граммофоном тем артистам, которые не занимаются продажами дисков. Успех чикагского рэппера и доминирование Ширана в чарте — вещи одного порядка.

В свете успеха Ширана интересно было бы посмотреть на что-то подобное в России. Благо претендентов и прецедентов немало. Взять, к примеру, «Грибов», которые просто выложили альбом во «ВКонтакте» и получили больше 200 тысяч репостов. Мы не знаем точное число прослушиваний, но даже если каждый послушал хотя бы один раз альбом полностью, выходит два миллиона.

Ещё интереснее, как индустрия будет бороться с кликфродом — банальными накрутками прослушиваний. Раньше их использовали мошенники для заработка. Ничто не мешает ушлому артисту с должной технической базой накрутить таким же образом места в чартах.

Что до Ширана, то его успех сродни тому, что был у Адель. В топах — серый и консервативный софт-поп с максимально доступными текстами, с которыми себя может сассоциировать практически любой. Но об этом потом.

Мы хотим писать про музыку каждый день. Мы очень любим писать про музыку. Для этого нужна ваша помощь. Каждые 100 рублей — гарантия того, что мы будем больше писать для вас.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*