xx
Звуки

Почему обязательно нужно послушать новый альбом The xx

Сегодня вышел новый альбом The xx. Это один из самых ожидаемых релизов года, и мы считаем, что ждали его не зря. Мы уже послушали его и объясняем, чем хорош «I See You» и почему вы тоже должны его послушать.

Изменения

Первый альбом The xx был гимном тишине. В ней обитали редкие — будто брошенные в космос — аккорды, мерный бит и нестройный, неловкий и будто испуганный вокальный дуэт. Это был гимн минимализму, неуверенности и тревожности конца нулевых. «xx» — тот альбом, по которому нужно измерять поп-музыку рубежа десятилетий.

Второй альбом The xx был слишком расфокусированным. Казалось, вся строгость, скупость и собранность саунда группы растворилась, как в луже, в гитарных примочках, сквозь которые продирались звонкие обрывки сэмплов и тревожные голоса Роми Мэдли Крофт и Оливера Сима. «Coexist» был траурным, туманным и сумбурным.

На третьем The xx заполнили тишину звуками и записали самую эффектную поп-пластинку десятых.

Звук

«I See You» начинается со звуков духовых, с вязкого, затягивающего, как в бочку с бензином, который вот-вот разгорится, глубокого и быстрого бита. В нём правит живой бас. Он выверен и аккуратен, звук в нём не растекается. Он чёток, даже когда ритм-секция в треках отсутствует: вместо неё акценты создаёт гитара. Здесь, как и на «xx», каждая нота — по делу и к месту. Но при этом «I See You» — антитеза скупому дебютнику группы. От того веяло холодом, от этого — теплом и жизнью, тут слышно, как передвигаются пальцы по живому басу, слышно дыхание, голос Оливера Сима в «On Hold» будто пробирается в твои уши. «I See You» при том полон разномастных, но уместных сэмплов — из фильма Соррентино, из Дрейка, из поп-группы восьмидесятых Hall & Oates, из поп-группы семидесятых Alessi Brothers — с которыми the xx обращаются весьма вольно, закольцовывают куски вокала, встраивают их в совершенно чужеродную аранжировку, порождая новые интонации.

Точнее не обращаются, а обращается. «I See You» звучит как продолжение сольных работ Джейми Смита. Именно из них — сердечный ритм, слегка ёрническое сэмплирование, умение совместить отстранённый дабовый мрак с вокальной драмой, при этом не давя на остальных участников группы своей сложносочинённой инженерией.

Стилистически это всё тот же аккуратный соул-поп с электронными декорациями, но теперь именно что декорациями: эмоции, душа (soul) тут вышли вперёд. Здесь в ориентирах уже не Young Marble Giants и Элайя, а Sade и Prefab Sprout в моменты особой откровенности. Те тоже не стояли на пути у высоких чувств, но умели при том говорить важные вещи не повышая голос.

Человечность

«I See You» — самый человечный альбом The xx, самый чувственный, самый богатый на эмоции. Вместо пугливой сдержанности — томная болезненность, лёгкий надрыв, умеренная драма. Умеренная — не от сдержанности, а потому что так лучше и понятнее. «xx» был про скрытую страсть, «Coexist» про взаимную приязнь, «I See You» — про самопожертвование и боль ради страсти и приязни: «I will be brave for you, stand on the stage for you, do the things that I’m afraid to do» — поёт Роми, Шаде эпохи малых дел и малых звуков. Нет полушёпотов и пустот, есть печальное спокойствие, которое звучит убедительнее любого крика. «Every beat is a violent noise» — поёт Сим в «A Violent Noise». Эта скромная чувственность действеннее, убедительнее крика.

На обложке первого альбома был только белый крест. На обложке второго — он же, но будто в луже бензина на асфальте. На обложке «I See You» крест почти растворился в зеркальной поверхности, зато появились расфокусированные силуэты самих музыкантов. За лаконичным звуком всё сильнее проступают люди, его создающие, и их чувства. В своё время «Афиша» писала про «xx» как манифест всеобщего измельчания. Тогда «I See You» — пример того, как это же самое измельчание даёт на выходе сильнейшие эмоции. «I See You» - грандиозный в своей краткости и тонкости манифест новой поп-музыки. С ним и будем жить.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*