vk
Без рубрики

Платная музыка во «ВКонтакте»: за и против

После того, как у пользователей «ВКонтакте» в четверг разом пропала вся музыка, пошли разговоры о том, что так соцсеть запускает платный сервис. Этого не случилось, но только пока. Рано или поздно мы начнём платить за музыку во «ВКонтакте». VOICE объясняет, какую пользу это принесёт и чем может нам навредить.

Плюсы

Появится полноценный каталог с дискографиями артистов

Надо признать, помимо своей доступности, аудиозаписи «Вконтакте» поражали хаотичностью заглавий, а порой и неточностью. То есть, когда на поисковый запрос по шведской группе Kent система выдавала кого угодно и что угодно, но не в самую первую очередь коллектив Йоакима Берга. Или под вывеской Ланы дель Рей оказывалась группа Cannibal Corpse. Не говоря уже о нестудийных, урезанных и заведомо некачественных с точки зрения звука записях. Нововведения собираются это устранить: «Вконтакте» уже заключила партнёрские программы с ведущими мировыми лейблами, и теперь, по словам администрации соцсети, у них «на руках» уже 400 тысяч зарубежных и 50 тысяч отечественных композиций. Появятся все атрибуты стримингового сервиса — строгая категоризация по артистам, альбомам и жанрам. Обещаются также тематические плейлисты. Так что с хаосом будет покончено.

Прекратится массовое изъятие записей из общего доступа

Четыре года назад лейблы обратили внимание на слишком свободное распространение интеллектуального труда по соцсети и хорошенько взялись за дело: песни, особенно крупных артистов, стали исчезать с формулировкой «в связи с обращением правообладателя». Не помогли ни «холодные игры», ни «ванна без дверей» и прочие способы поизгаляться в названиях треков. Со временем дело дошло до ручки — только выходящие альбомы стали удаляться до того, как успевали засветиться в местном iTunes, а масштабы зачисток захлестнули даже, например, забытую бритпоп-группу девяностых Hurricane #1, которая навряд ли бы что-то имела против «нелегальных» фанов в СНГ. Теперь же никто удалять аудиозаписи артистов не будет. Договоры с лейблами — вещь долгосрочная.

Плата за пользование аудио не превысит среднюю цену на рынке стриминговых сервисов в РФ

Скажем честно, аналогия с чашкой кофе — так себе, потому что понятие очень относительное. Другое дело, что администрация соцсети дала понять, что платить придётся не больше, чем в iTunes, Google Play и «Яндекс.Музыке» — там цена варьируется от 150 до 170 рублей в месяц. Собственно, сам факт платы за музыку — это и есть главная причина массового негодования. Но, во-первых, необходимо иметь в виду, что давление лейблов и то упорство, с которым они давят на соцсеть, рано или поздно оставило бы её практически без музыки вообще, во-вторых, компромисс с ними обошёлся администрации соцсети в десятки миллионов долларов, которые нужно отбивать. А 150 рублей вне зависимости от социального положения — ну явно не та цена, чтобы возмущаться.

Минусы

Здесь нужно сразу сделать оговорку, что пока не совсем ясно, что будет уже с имеющейся базой музыки Вконтакте — будет она усечена или полностью удалена. Мы решили не надевать розовые очки и рассмотреть ситуацию с пессимистской колокольни и посмотреть. что будет, если всё-таки база музыки будет стёрта.

Исчезнет много редкой, старой и не очень популярной музыки

Целиком и полностью пойдя на поводу у больших игроков, соцсеть оставит не у дел маленькие лейблы и исполнителей, которые вообще нигде не подписаны. В таком случае им придётся договариваться с администрацией в личном порядке, а это рискует стать процессом долгим и затруднительным. Куда сложнее с редкой и старой музыкой. Как говорится, иных уж нет, а те далече. Не надо забывать, что при всей своей хаотичности аудиобаза «Вконтакте» за десять лет своего существования накопила настоящие жемчужины, многие из которых сейчас навряд ли можно найти в условном iTunes. Финский прогрессив-джаз, японский краут-рок, чилийский шугейз — всё это рискует безвозвратно пропасть.

Трекблогам придётся начать всё с начала

Своего рода реакцией на отсутствие какой-либо категоризации аудиозаписей стало массовое появление трекблогов. Появившиеся пять лет назад публичные страницы начали осваивать и осмысливать буквально всё — от популярной до самой нишевой и редкой музыки. Можно встретить паблики, посвящённые позднесоветскому диско, редкому краутроку и чему только не. В некотором смысле трекблоги «пришпорили» музыкальную журналистику в её привычном понимании, превратившись в полноценные тематические СМИ. Это уже не говоря о пабликах с картинками и песнями, которые стали частью новой интернет-культуры. Теперь придётся начинать всё заново — и будет сложнее, чем пять лет назад: загружать аудиозаписи самому больше нельзя — придётся выбирать из каталога.

Исходя из перечисленного, конечно, напрашивается какой-то определённый вывод. Аудиозаписи в нынешнем виде долго бы не протянули — щупальца копирайта сжимались в последнее время всё сильнее и сильнее — и рано или поздно бы сомкнулись. Теперь же администрации «Вконтакте» предстоит главный выбор — отказаться от прежней аудиобазы вообще, тем самым обрекая себя на долгое и кропотливое налаживание мостов с тысячей маленьких лейблов и музыкантов или же более компромиссный и долгий подход к удалению контента, но сохранение того, что копилось годами.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*